Итак, мы снова поговорим о цвете. Ведь информации, как и денег, никогда не бывает много. Леонардо да Винчи, гениальный наблюдатель и гениальный художник, писал: «Мы можем сказать, что почти никогда поверхности освещённых тел не бывают подлинного цвета этих тел... Если ты возьмёшь белую полоску, поместишь её в тёмное место и направишь на неё свет из трёх щелей, то есть от солнца, от огня и от воздуха, такая полоска окажется трёхцветной». Говоря словами Леонардо да Винчи: «поверхность каждого тела причастна цвету противостоящего ему предмета». Тень от красного предмета на зелёном уже не будет зелёной. Что же, скажете вы, разве наш повседневный опыт обманывает нас? Разве у предметов нет устойчивого цвета? Разве трава летом не зелёная, а свежевыпавший снег не белый? Всё верно! Наш опыт нас не обманывает. У предметов есть свои «природные» цвета: более или менее устойчивые цветовые признаки, по которым мы их узнаем и различаем. И Леонардо да Винчи, если вдуматься в его слова, не отрицал этого кардинального факта. Мы видим так или иначе в зависимости от того, что нам нужно увидеть. Устойчивая потребность видеть то или иное создаёт привычку видеть так или иначе. Если мы увидим что-то овальное и синее, мы не скажем, что это лимон. Лимон в нашем представлении всегда жёлтый. Именно поэтому мы обычно не видим изменений цвета вещей в результате перемены освещения или их удаления. Дом, ровно покрашенный голубой краской, пока не выцветет краска, будет одинаково голубым. Лист берёзы, пока не засохнет, будет зелёным. Ребёнок, рисуя по памяти, пользуется локальным цветом. Он покрасит луг зелёной краской, небо — синей. Большинство людей именно так и делают. Но это не живопись. Давайте разбираться вместе, почему. Что такое локальные цвета? Это естественные цвета вещей которые нас окружают и по которым мы узнаём эти вещи. Итак, мир красок нашего мира создаётся непрерывной сеткой взаимно пересекающихся световых потоков, идущих от источников света и затем от соседних предметов к данному предмету и от него снова к соседним предметам. Здорово я завернул. Однако… В распоряжении художника краски, только краски, с их предметным цветом, ограниченное число красок. А на картине мы можем видеть и цвет предмета и цвет освещения. Художник располагает только возможностью смешивать и наслаивать краски и каждый новый цвет, положенный на плоскость картины, меняет соседние цвета и тем самым меняет общее цветовое равновесие. Как-то так. Как же удаётся верно передать цветовое многообразие природы, если не копировать «натуральные» цвета предметов? Все решают верно смешанные между собой основные цвета. Об этом мы ещё обязательно поговорим. И не надо стремиться подобрать краску, совпадающую с окраской предмета. Нам не надо подходить к предмету с кистью в руках и пробовать на нем подбираемый цвет, чтобы он в точности совпал. Нужно подобрать, найти такой цвет, который на картине, в окружении других цветов, будет убедительно восприниматься как верный и точный, соответствующий натуре. Таким образом, художник изучает не цвета предметов, а их цветовую взаимосвязь. Он может использовать как будто бы несколько иные краски, не совсем соответствующие известной нам натуральной окраске тех или иных предметов. Но он берет их так, что все цветовые пятна внутри картины соотносятся друг с другом так же, как и в натуре. На картине, возможно, все будет несколько темнее или холоднее, чем нам кажется в натуре, но картина все равно будет правдивой. На наше восприятие цветов, на образование живописного цвета решающим образом влияют освещение, расстояние и цветовая среда, то есть соседство разноокрашенных предметов. Всё в мире взаимосвязано. Ну, кажется, с цветом мы закончили. Я постарался представить вам основную информацию доступно и определённо понятно. Давайте вспомним. Мы ведь будем рисовать пейзажи. И обязательно будем смешивать основные цвета между собой. И может быть мы будем немного разочарованы, рисуя воду не синей краской. На следующем уроке, мы поговорим с вами о смешении основных цветов и уже попробуем нарисовать небо.