На этом уроке мы поговорим с вами о рисунке и цвете в живописи. Без понимания этих понятий, двигаться дальше бессмысленно. Что же такое рисунок? Рисунок — важнейшая область художественного творчества. Скажут вам знающие люди. И давайте мы согласимся с ними. Это действительно так. Умение рисовать, например, простым карандашом – это довольно просто и в тоже время - довольно не просто. На уроках рисования этому учат детей, а возможно учили и вас. И вы умеете рисовать. Только боитесь себе в этом признаться, или же просто утратили навыки, или…. Вам это просто не нужно… Но, сейчас не об этом… Для выполнения рисунка необходима наблюдательность, воображение, фантазия, и в конце концов видение мира, которое в нашем случае позволяет создавать иллюзию реального пространства в пространстве листа. Мы с вами знаем, что все предметы находятся в пространстве, они окутаны им, гармонично в него вписываются и подчиняются его законам. Мы не делаем с вами чертёж, мы рисуем. А без понимания пространства наш рисунок как раз и будет выглядеть жалким подобием чертежа. Как я уже говорил, практически любой человек может научиться рисовать. Конечно, выдающимися художниками или мастерами искусства становятся далеко не все и даже те, кто наделён природными задатками. Для этого необходимо развивать в себе многие качества, особенно работоспособность. Все великие художники работали сутками и годами. Поэтому они и стали великими. А вы попробуйте рисовать сутками? Даю вам гарантию, что через несколько лет, вы сможете нарисовать буквально всё, что не встретит ваш взгляд. Не верите мне? А вы попробуйте! Итак, рисунок служит первоосновой всех видов изобразительного искусства. Живописец начинает работу над картиной, сначала её замыслив, а затем создаёт карандашные эскизы, наброски, зарисовки, рисунки всех элементов будущего произведения. Рисунок - структурная основа любого изображения: графического, живописного, скульптурного, декоративного. Рисунок - средство познания и изучения действительности. Рисовать - значит видеть пропорции, и потому никогда не позволяйте себе видеть одну часть без всего общего. Рисовать нужно предмет не «кусочками», а целиком. Чтобы понять конструкцию фигуры, надо представить её вне точки зрения, мысленно, со всех сторон, например, как мы осязаем косточку сливы во рту. Мне кажется, что я стараюсь объяснять понятно. Чтож, немного поговорив о рисунке, попробуем с вами рисовать. Положите или поставьте перед собой любой простой предмет. Ну, например, спичечный коробок. Давайте внимательно посмотрим на него. Кажется, что всё просто. Геометрическое тело в пространстве. Берём карандаш, лист бумаги и начинаем. Нарисовали. Но это не похоже на коробок. У этого предмета нет веса, нет тени, нет ничего – только контуры. Пока это нереальный предмет, не осязаемый, пустой. А ведь на него падает свет. Предположим, что свет падает на него слева сверху. Внимательно смотрим и видим, что разные стороны коробка освещены по-разному. Добавляем тени и…. вот теперь у нас действительно получился рисунок спичечного коробка в пространстве. Попробуйте теперь нарисовать что-нибудь посложнее коробка. И не отчаивайтесь, если что-то не получится. Вы не цифровой фотоаппарат. Нам не нужна фотографическая действительность. Теперь сделаем вывод. Чтобы научится рисовать, необходимо хоть иногда практиковаться, то есть выполнять упражнения по рисованию различных предметов. Ну а теперь поговорим с вами о цвете. Тема цвета в живописи многогранна, спорна и сложна. Поэтому нам наверно придётся разделить наш урок на ещё один, полностью посвящённый цвету. Информация эта важна и наверно не стоит втискивать всё сразу в одно занятие. Итак, цвет. Цвет – душа живописи. Действительно, основу художественных средств реалистической живописи составляет цвет в единстве с рисунком. Но что подразумевают под цветом в живописи? Может быть, известную нам по опыту окрашенность предметов? Оказывается, нет, а нечто иное, более сложное. Живопись – это не протокольный отчёт о наших знаниях об окраске тех или иных предметов, не раскраска рисунка в соответствии с этими знаниями, а такая художественная передача цветовой обстановки, какой мы воспринимаем её в конкретных условиях. Из опыта мы знаем, что огурец зелёный, помидор красный, снег белый. Можем ли мы на картине раскрасить их именно такими цветами? И да и нет. Зелёный огурец в живописном произведении может фактически оказаться почти серым или синим или даже розовым (например, в лучах заходящего солнца). Если закрасить снег в картине одной белой краской, впечатления снега не будет, будет просто белое пятно. Это происходит потому, что белый снег имеет тысячи оттенков – розовых, золотистых, голубых и фиолетовых. Цвет в представлении человека, не думавшего над вопросами оптики и физиологии цветоощущения, есть свойство предмета. Мы знаем, что снег — белый, лист дерева летом — зелёный, спелый лимон — жёлтый. Цвет всегда связан с предметом. Но почему же мы видим цвет одного и того же предмета один раз таким, другой раз иным? Почему меняется цвет предмета и тогда, когда сам предмет не изменяется? Цвет виден, когда предмет освещён. Цвет не виден в темноте, хотя предмет сохраняет и в темноте свой цвет и притом тот же самый цвет: свет только делает цвет предмета видимым. Цвет предмета крайне изменчив, и он, всегда разный: тут изменилось освещение, там играет роль цветовая перспектива, здесь — рефлекс от неба, тут — контраст. Стемнело, и все цвета сдвинулись в сторону холодных. Наконец наступили полные сумерки. Мы ещё видим предметы, но куда исчез их собственный характерный цвет? Именно об этом мы и поговорим с вами на следующем занятии. Я обещал не усложнять и постараюсь этого не делать. Но основные частицы знаний нам с вами просто необходимы. Мы ведь учимся рисовать. И совсем скоро мы сделаем это. Эдуард Юрьевич Гордеев www.trudoviki.net 2013