Выжигание на уроках труда как вид творчества.
Существуют различные способы украшения деревянных изделий. Один из них – художественное выжигание. Так называемая, пирография – «выжигание огнём». Нередко выжигание сочетают с раскрашиванием цветными красками и покрытием изделия прозрачным лаком.
Многие учителя технологии используют выжигание по древесине в своей работе со школьниками. Поэтому рассмотрим с вами некоторые особенности использования данной технологии.
Наверно нет такого взрослого человека, который бы никогда не слышал о выжигании по древесине. Достоверно известно, что школьники, даже современные, очень любят данную технологию. Для её практики достаточно иметь прибор для выжигания и материал для работы в виде кусочков фанеры или древесины любых лиственных пород. А так же, хорошо освещённое рабочее место и вытяжка для дыма. Согласитесь, не так уж и много. Если правильно организовать всю работу по выжиганию, то творчеством можно занимать много учебного (вне учебного) времени и массу мотивированных детей.
В чём суть выжигания? Думал не рассматривать что такое выжигание, но потом передумал, а вдруг действительно кто-то не знает.
При соприкосновении раскалённого пера (иглы, насадки) электровыжигателя с древесиной, её поверхностный слой обугливается. В зависимости от температуры накала рабочей поверхности выжигателя, скорости перемещения и силы нажима на поверхность, остаются следы большей или меньшей глубины, окрашенные в различные оттенки коричневого цвета. В этом и заключается суть художественного выжигания по древесине. Ещё короче и понятней – раскалённая проволочка (или латунная насадка) оставляет на древесине следы горения в виде борозд, точек и линий.
Качество работы зависит от умелости, опытности и художественного вкуса исполнителя, выбирающего рисунок и способы выжигания. Некоторые учащиеся, едва научившись выжигать, сразу берутся за выполнение сложных светотеневых рисунков и портретов. В итоге разочаровываются конечным результатом. Получение сложных светотеневых продуктов - это сложная работа, требующая навыков и определённого опыта работы. Поэтому светотеневое выжигание – это финальный уровень! Если его освоили, то можете рисовать огнём настоящие картины.
Различают несколько видов выжигания в зависимости от того, в какой манере рисунок, орнамент или узор наносится на поверхность древесины. Наиболее распространённым и простым является выжигание по контуру. Часто применяется и силуэтное выжигание, при котором изображение выжигается сплошь, тёмным пятном. Иногда эти два вида выжигания комбинируются и переплетаются между собой. При так называемом комбинированном выжигании наряду с контурами выжигаются силуэты и тени.
Наибольшая живописность продукта достигается путём выжигания с передачей оттенков – светотеневое выжигание. Но этот вид пирографии требует художественного вкуса, умения хорошо выжигать и большого опыта в работе выжигателем.
Помимо рисунков специально создаваемых для выжигания, можно широко использовать иллюстрации из детских и других книг и журналов. А так же брать идеи из ресурсов Интернет. Для отделки различных изделий с успехом используются народные сюжеты и орнаменты. Здесь, как говорится, на любой вкус. Часто любители выжигания самостоятельно создают рисунки, узоры и орнаменты. Начинать, конечно, лучше с несложных геометрических и растительных орнаментов. От простого к сложному.
Для выжигания важно правильно перевести рисунок на материал. От этого во многом зависит чёткость и точность выжигания. Кроме того, желательно во время работы иметь перед собой оригинал рисунка, чтобы контролировать точность передачи оттенков.
Выбранный для выжигания рисунок переносится на деревянную поверхность через копировальную бумагу. Для этого лучше использовать шариковую ручку. Копировальная бумага размещается глянцевой стороной к деревянной поверхности. Чтобы во время перевода рисунок или копировальная бумага не сместились, их можно скрепить канцелярскими кнопками или скрепками. Все длинные прямые линии при переводе выполняют по линейке.
Начинают выжигание с простых небольших рисунков, лучше контурных или силуэтных. И только «набив руку» и усвоив приёмы работы электровыжигателем, научившись «чувствовать материал», постепенно переходят к выжиганию более сложных светотеневых рисунков.
Начинающие «пирографы», взяв в руки выжигатель, пытаются пользоваться им как карандашом при рисовании – наносить на материал длинные штрихи и линии. Однако это посильно только тем, кто уже имеет какие-то навыки работы. На первых порах рекомендуется выжигать точками. Из непрерывно следующих одна за другой точек составляются линии и отдельные штрихи. Такими точечными линиями можно показать контуры предметов, проводить штриховку. Нанося точки более или менее густо, изменяя их размеры и глубину, можно отобразить переходы от света к тени, добавить объёмности и большей выразительности изображения. После проработки приёмов работы отдельными точками приступают к работе с линиями и штрихами разной интенсивности.
Руку с электровыжигателем располагают на столе или изделии так, чтобы она имела хорошую опору и не дрожала. При работе с выжигателем нельзя отвлекаться и покидать рабочее место, оставлять прибор включённым. Через каждые 10-15 минут работы нужно делать небольшой (3-5 минут) перерыв для отдыха и разминки, а так же для остывания ручки выжигателя.
Надо так же иметь в виду, что в результате обугливания древесины при выжигании выделяется много едкого дыма, поэтому рабочее место должно быть оснащено вытяжкой или хорошо проветриваться.
И наконец, перед началом работы учащихся обязательно знакомят с техникой безопасности обращения с электровыжигателем. Это очень важно!
© ГОРДЕЕВ 2022
|