Воскресенье, 22.12.2024, 07:01
Приветствую Вас Гость

ТРУДОВИКИ    УРОКИ ТЕХНОЛОГИИ В ШКОЛЕ, УРОКИ ТРУДА


Категории раздела
Интересные статьи [77]
Познавательные статьи, беседы, доклады
Уроки [126]
Разработки уроков,планы,видео уроки
Это интересно [52]
Разнообразные факты
АДЛИБИТУМ [24]
Песни,стихи,фото
Разное [233]
Материалы различной тематики
Учебные курсы [8]
Учебные курсы и материалы по развитию.
Монтаж в Sony Vegas [44]
Видео уроки по простому монтажу в программе Sony Vegas.
Диск по Sony Vegas [0]
Заказ диска с ВИДЕО УРОКАМИ "Sony Vegas для всех".
ИНТЕРАКТИВНОЕ [9]
Здесь собраны современные интерактивные упражнения по технологии (техническому труду).
АКЦИЯ!!!
РЕКОМЕНДУЮ
РЕКЛАМА
НОВЫЙ АЛЬБОМ

Каталог документов

Главная » Статьи » Интересные статьи

Технически верно, но эстетически страшно!

Технически верно, но эстетически страшно!

   Чем больше человек знает и умеет, тем легче ему удовлетворить потребность своего самовыражения в конкретном творчестве. Трудовые навыки, эстетическое осмысление предмета, творческие способности развиваются только в работе. Чтобы получить удовлетворение от результатов своего труда, от красивой и полезной вещи, человек должен уметь правильно выбрать и подготовить к работе все необходимое, умело использовать технологические приемы. Для это¬го нужна солидная подготовка, основу которой составляет трудовое обучение. Низкий его уровень в целом является серьезным препятствием массовому развитию творчества. Опыт свидетельствует, что качество трудового обучения не улучшается от введения новых программ. Почему так?
Иногда оправдание слабой практической подготовке выпускников видят в том, что в недалеком будущем всю работу за рабочего станет выполнять машина. Но такие доводы лишены реального смысла. Во-первых, чтобы сделать такую машину, потребуются квалифицированные и умелые люди. Во-вторых, наряду с "умными машинами” всегда останется значительная доля ручного инструмента. Ведь с появлением самого совершенного кухонного комбайна обыкновенный столовый нож не исчезнет с рабочего стола хозяйки. Появление в быту или на производстве самой совершенной электронной аппаратуры, компьютеров и роботизированных линий не посягает на существование обыкновенного инструмента.
Можно посмотреть на проблему ручного труда и по-другому. Допустим, человечество получило "умную машину”, которая его освободила от всех работ, и человек перестал работать головой и руками, и так в течение нескольких поколений. Что же станет с нашими потомками? Результаты подобной ситуации уже много раз предсказывались писателями-фантастами: если люди перестанут работать руками и головой, у них отпадет необходимость в физическом и умственном развитии, они просто деградируют, и им уже не потребуется ни одна даже самая "умная машина”. Они снова станут обезьянами (улыбка на лице автора).
Вероятно, все произойдет иначе: чем быстрее будет развиваться автоматизация производства, тем больше будет потребность людей в ручном труде, но не просто в труде, а в работе творческой. Не случайно в настоящее время так высоко ценятся художественные изделия ручной работы, и особенно выполненные небольшой серией, единичные — авторские.
Несмотря на массовую автоматизацию, общественный интерес к изделиям, сделанным с применением ручного труда, только возрастает. Организуются малые предприятия, в которых очень велика доля квалифицированного ручного труда, при этом обычным является дефицит мастеров своего дела. Потребность в квалифицированном ручном труде возрастает, особенно на предприятиях бытового обслуживания. К тому же далеко не у каждого есть возможность нанять мастера, большие объемы работ в быту приходится делать своими руками. Интерес к ручному труду отчасти подтверждается спросом и популярностью печатных изданий на эту тему.
Плоды плохой подготовки в школе по труду на протяжении прошлых лет мы пожинаем сегодня, поэтому так важно организовать правильную подготовку подрастающего поколения в новых сложных условиях нашей жизни. Напрашивается естественный вопрос: какие перспективы улучшения трудового обучения мы можем ожидать?
Раньше воспитание детей и приобщение их к труду почти полностью лежало на родителях, теперь эту функцию в значительной степени выполняет школа. Если в наше беспокойное время упразднить уроки труда или заменить их каким-то сугубо теоретическим предметом, то это пагубным образом скажется на воспитании детей, да и на жизни всего общества. Коль скоро дети не смогут работать с инструментом под руководством учителя, то неизбежно часть из них будет это делать дома без надзора взрослых, так как потребность в такой деятельности заложена в самой природе человека. Что могут "изобрести” школьники, если пустить их творчество на самотек, не нуждается в пояснении и вполне понятно каждому взрослому. Творческое обучение в школьных мастерских чрезвычайно положительно влияет на "трудных” учеников. Всем известно, что к таким детям в первую очередь находит ключ учитель труда.
Пока пытались наладить трудовое обучение, общество развивалось, менялись образ жизни, общественная мораль, мода, престижность тех или иных предметов и профессий и т.д. В результате оказалось, что труд в школе остался на уровне сорокалетней давности. В этом легко убедиться, если сравнить те объекты труда, которые были предложены А. Г. Дубовым в его книге "Практические занятия в учебных мастерских”, изданной в 1957 г., с тем, что предлагается в школах сегодня. За это время мало что измени¬лось и с оборудованием учебных мастерских.
Если в те годы мальчик из школы приносил домой табурет или совок из кровельной жести, выполненные своими руками, то эти вещи сразу по достоинству оценивались родителями и тут же находили применение. Совок и табурет были полезными вещами и не противоречили быту и интерьеру тех лет. Эти же самые предметы для нынешнего школьника обладают не большей привлекательностью, чем ровесник их — ранее очень популярный самодельный самокат из досок на колесиках из шариковых подшипников. Именно поэтому стало нормой выставлять в школе желательные объекты труда для всеобщего обозрения в витринах, в коридорах или холлах. Обычно это бывают красивые вещи, выполненные на кружковых занятиях. Объекты же труда, изготовленные на уроках в соответствии с программой, как правило, находятся на стенде в дальнем углу мастерской либо вообще не украшают интерьер. Интерес к изучаемому предмету является одним из самых сильных мотивов, побуждающих к деятельности.
Одним из путей повышения интереса к труду является соединение его с техническим творчеством и декоративно-прикладным искусством. В настоящее время эти два направления рассматриваются отдельно и изучаются в отрыве одно от другого, что плохо влияет на общее состояние трудовой подготовки. Человек не может быть творческим наполовину, так же как не может быть признан результатом творчества объект, у которого одна часть противоречит другой — форма не соответствует содержанию. Например, красивый, но не пригодный для поездок велосипед или легковой автомобиль с двигателем и ходовой частью, выполненными по последнему слову техники, но с убогим и грубым внешним видом. Такие объекты в сознании потребителя никак не могут восприниматься как прекрасное.
Начнем с энциклопедического определения. "Творчество — деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающаяся неповторимостью, оригинальностью и общественно исторической уникальностью”. Творчество специфично для человека, так как всегда предполагает творца — субъекта творческой деятельности; в природе происходит процесс развития, но не творчества.
Декоративное искусство очень близко к прикладному, но отличается от него тем, что преобразует, оформляет среду обитания человека. Эти два вида искусства относятся к художественной деятельности и часто выступают вместе как единое целое. Поэтому их нередко объединяют и называют декоративно-прикладным искусством.
Необходимой предпосылкой для успешной художественной деятельности в области декоративно-прикладного искусства является творчество, которое представляет собой особый род по¬знания действительности. Чтобы сформировать умение творческой работы, потребуется постоянный целенаправленный учебный труд. Только тогда, когда человек достигнет определенного уровня навыков в ремесле, получит значительный багаж знаний, он сможет воплотить творческие идеи и реальные изделия и подняться на более высокую ступень мастерства. Таким образом, знание ремесла, трудовые навыки не должны рассматриваться в отрыве от решения творческих задач.
Творческий замысел — это не осуществленный еще образ, возникающий в сознании человека. А на сознание, в свою очередь, оказывает влияние очень многое: воспитание, жизненный опыт, особенности воображения и памяти, знания, накопленные человечеством, уровень жизни и общественные отношения в среде, где находится конкретный человек, его специальность, круг близких друзей и знакомых, функциональная, нравственная, эстетическая оценка предмета, реальная возможность осуществления замысла в тех или иных условиях и т.д. Вторая сторона вопроса — это техническое творчество, под которым понимается конструирование моделей, механизмов, несложных машин, приборов, радиоэлектронных устройств и т.п., характеризующихся оригинальными чертами.
Детское техническое творчество — это эффективное средство воспитания, целенаправленный процесс обучения и развития творческих способностей учащихся в результате создания материальных объектов с признаками полезности и новизны.
В обоих определениях вполне ясно указывается, что входит в данный вид творчества, но упускается чрезвычайно важный фактор — эстетическое воспитание. К сожалению, отсутствие внимания к эстетике здесь не случайно и происходит из общей недооценки эстетического воспитания при технической подготовке.
Практически все пособия по техническому творчеству фактически сводят его к решению чисто конструкторских задач. Хотя любой, кто увлекается или раньше по-настоящему занимался техническим творчеством, знает, что эта деятельность скорее связана не с выполнением очередной учебной задачи, а больше похожа на пребывание в увлекательном мире техники и конструирования, которому, так же как и художественному творчеству, свойственны интерес, творческое внимание, воображение и т.д.
С методическими пособиями по техническому творчеству нашей школе не повезло. В них преследуются цели, весьма близкие к технической дисциплине "Конструирование узлов и деталей машин”. Создается даже впечатление, что этот вид творчества первоначально был механически перенесен из очень узкой сферы деятельности взрослых, а затем его пытались отдельными по¬правками приспособить к нуждам школы. Зачем делать эстетически красивыми детали, которые никто не видит? Человек, работающий на такой машине, включающей в себя эти механизмы, непосредственно не сталкивается с шестерней или валом. Поэтому к подобного рода де¬талям у нас не предъявляется эстетических требований. Однако этот вопрос спорный и зависит от культуры производства. Например, в изделиях японского дизайна (будь то электронный прибор, кухонная принадлежность или конторская мебель) каждый элемент исполнен одинаково; скрытая внутри компьютера разводка проводов эстетически столь же значима, как и доступная зрительным и физическим контактам клавиатура. Этот феномен объясняется особой художественной технологией, корни которой и уходят в японскую материально-художественную культуру, где рядом, едва ли не вплотную, стоят искусство и ремесло.
К объектам труда школьников нельзя относиться только как к деталям учебного процесса: ведь они в большинстве своем изготовляются для непосредственного использования человеком и призваны не только обучать, но и воспитывать. Даже чисто технические механизмы, выполненные детьми, обычно остаются доступны глазу наблюдателя и, следовательно, должны приносить удовлетворение от общения с ними и наблюдения за их работой.
В связи с этим вспомним старинные часы, у которых механизм не скрывался от зрителя и представлял не только чистую механику высочайшего класса, но и был продуман мастером с точки зрения его эстетических ценностей. На работу механизма таких часов можно смотреть и любоваться им очень долго. К сожалению, такие часы показать на уроках довольно трудно, так как они находятся либо в музеях, либо в частных коллекциях. Но получить общее представление об этом можно, пользуясь иллюстрациями в книгах. Произведениями искусства, радующими глаз, были и механизмы дверных и ружейных замков. Можно возразить, что такие изделия изготовлялись раньше вручную, а теперь с ними покончено, мол другое время, все делают машины. На это легко дать ответ: школьные предметы "Технический труд” и "Техническое творчество” не предполагают крупносерийного производства, а скорее носят характер единичного ручного изготовления тех или иных вещей.
Посещая школы и рассматривая детскиe изделия, замечаешь противоречие между технической значимостью вещи и низким художественным уровнем ее исполнения. Такая ситуация ненормальна, и она в большей степени служит воспитанию дурного вкуса, чем уважения к труду. Причина этого типичного явления кроется в том, что конструировать и изготавливать предметы, предназначенные для человека, непосредственно для контакта с ним, нельзя, пользуясь исключительно методами поиска решений технических задач. Ведь совки для мусора, малая механизация (сельскохозяйственный инструмент и т.д.) тяготеют к прикладному искусству ничуть не меньше, чем к техническому творчеству. Если рассмотреть подобные изделия, изготовленные за рубежом, или ознакомиться с фотографиями выпускаемых промышленностью предметов, напечатанными в каталогах зарубежных фирм, то можно с уверенностью утверждать, что там одно и то же изделие претендует сразу на роль экспоната двух разно профильных выставок: как достижение техники и как произведение прикладного искусства.
У нас на занятиях по техническому труду большинство педагогов не обращают внимания на синтез технического и художественного творчества. Это и понятно, ведь в литературе по техническому творчеству для учащихся в лучшем случае приведены только наиболее общие сведения о художественном конструировании и не дается никаких конкретных рекомендаций. Одной из серьезных причин, мешающих гармоническому синтезу двух взаимотяготеющих друг к другу искусств — технического и художественного, является привычка к сложившейся десятилетиями системе трудового обучения, которое было заложено еще в послереволюционные годы – «правильно, но не красиво».
Результатом односторонней профессиональной направленности становится разрыв единства труда и эстетического осмысления изготовляемых на уроке предметов, что неизбежно порождает у детей (и еще хуже — закрепляет на практике) воспитание дурного вкуса. Это положение, в свою очередь, выражается в виде отрицательных эстетических переживаний, неприязни к труду — главному процессу, обеспечивающему достойную жизнь общества…

Эдуард Гордеев
2012
www.trudoviki.net

Категория: Интересные статьи | Добавил: edgord (01.05.2012) | Автор: Эдуард Гордеев E W
Просмотров: 3516 | Комментарии: 2 | Теги: публикации, Интересные статьи, трудовое обучение | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 2
2 trudovik38  
На постсоветском восприятии мира далеко не уедешь ( Думаю все помнят одинаковые диваны во всех домах, да что там, вся мебель была однотипная) и многое другое. Жить так скучно, но что- то все-таки в этом есть biggrin

1 trudovik38  
1000 Просмотров и опять молчат...... Или я такой "писака" Но по факту могу сказать следующее: Я к примеру всегда закрывал глаза на чертежи, документацию. Для меня важнее воспитать в детях дизайнера, человека мыслящего, привить творческий вкус ( это намного больше работы, ежели научить детей разбираться в чертежах да и не мы должны это делать, а уроки черчения , которые убрали) Во как. Мое мнение , не спорю что в чем- то не прав, но я работаю так и могу вдолбить любому ( при продолжительных дискуссиях ) что я по своему, но прав.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
ЧАТ-КУРИЛКА
ВИДЕО УРОКИ-5
УЧЕБНЫЕ ДИСКИ
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Яндекс.Метрика
ЗАКАЖИ
МАТЕРИАЛЫ
Comments: 1191
News: 1
Downloads: 381
Publisher: 573
FAQ: 15
Партнёры
Время жизни