Образовательно-воспитательное значение литературы на уроках технологии.
Автор статьи: Карлова Ирина Александровна.
Учитель технологии. МБОУ Ширинская СШ №4.
Образовательно-воспитательное значение литературы на уроках технологии.
Музыка- воображение- фантазия-
Сказка- творчество- такова дорожка,
Идя по которой, ребёнок развивает
Свои духовные силы.
Сухомлинский В.А.
Мой педагогический принцип: “Если не творчески, то зачем?”. Ученикам я часто напоминаю мудрые слова М.Горького: “Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышается до творчества”. Я стремлюсь научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное. Творческие люди быстрее адаптируются в обществе, на работе, лучше осваивают профессию и выполняют свое дело. Мне очень близка точка зрения академика Д.С.Лихачева, который считал, что учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к миру.
Предмет “Технология” - особенный. Он не только формирует у детей политехнический кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогает сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. Отмечу также его важную роль в развитии самостоятельности учащихся, их эстетической культуры.
Литература - произведения письменности, имеющие общественное значение. Чаще под литературой понимают художественную продукцию. В этом значении литература - произведение искусства. Художественно-выразительным средством литературы является «искусство слова». Слово воздействует на слух, и, следовательно, мы можем сказать, что при слушании задействовано преднамеренное восприятие и воображение, то есть в его основе лежит сознательно поставленная цель - слушать.
Использование литературных произведений играет очень важную роль на уроках труда. Сопоставление творческих работ со стихами и прозой помогает детям понять образ произведения художественного искусства и выявляет эстетические возможности их восприятия. Задания, посвященные графической речи школьников, имеет целью перевести их в ситуацию, более свойственную этому возрасту, а именно - от словесных оттенков к деятельности. Эти задания должны активизировать мышление и восприятие детей при помощи процесса работы с бумагой, во время которого дети видят то, о чем они рассказывают и стараются подражать не словам учителя, а воспринимать произведение искусства.
При ознакомлении детей с художественными произведениями мастерство педагога состоит в том, чтобы весь процесс восприятия творчества сделать непосредственным, чтобы дети сами самостоятельно вошли в храм искусства. Посредничество педагога требует тонкости и деликатности. Хотя учитель осуществляет определенные педагогические задачи, сами эти задачи будут тем быстрее и надежнее решены, чем незаметнее они для детей. Учитель должен задействовать в восприятии все сферы деятельности ребенка: и эмоциональную, и интеллектуальную, и нравственно-волевую. А значит, должен реализовать три группы задач: образовательную, развивающую и воспитательную. Если одна из этих групп будет слабо выражена, то процесс ознакомления с художественным произведением не даст должных результатов, и ребенок может вовсе потерять интерес к творчеству.
Очень важно с первого урока прививать культуру. Чтобы достичь поставленных целей, эти уроки должны проходить в увлекательной форме, быть эмоциональными, методически разнообразными, насыщенными игрой, психологическими экспериментами, ситуациями, упражнениями. Уроки должны быть рассчитаны не на прямое морализаторское воздействие, а живое и непосредственное включение детей в мир этических отношений.
На уроках должны присутствовать примеры из жизни, кино, литературы. Говоря о культуре поведения за столом, во время приема пищи, даю понятие об этикете. Этикет - это форма общения людей. Чтобы показать эволюцию этикета со времен Петра Великого, читаю первое издание 1717 года "Юности честное зеркало, или показания к житейскому обхождению". Там были , к примеру, такие направления :
"Над ествою не чавкай как свинья, и головы не чеши, не проглотя куска, не говори, ибо так делают невежи. Часто чихать, сморкать и кашлять не пригоже". "Не жри, как свинья, и не дуй в ушное, что б везде брызгало, не сопи, когда ешь". "Ногами везде не мотай, когда тебе пить не утирай губ рукою, но полотенцем... Не облизывай перстов, не грызи когтей, но обрежь ножом, зубов ножом не чисти, но зубочисткою". "Около своей тарелки не делай забор из костей, корок хлеба и прочее...".
Предлагаю детям подумать, есть ли у них отголоски не всегда правильного поведения за столом.
Хорошие манеры - характерный признак хорошего воспитания. Поэтому обучение хорошим манерам является такой же важной частью воспитательного процесса, как и обучение грамоте, музыке, иностранному языку. Главная цель обучения заключается в том, чтобы ребенок не только знал как нужно вести себя в обществе, но и умел использовать это в своей жизни. Понятие "хорошие манеры" связано с воспитанием у детей таких достоинств как чувство такта, деликатности, душевной чуткости и безыскусственности. На протяжении пяти лет обучая приготовлению блюд, формирую элементарные умения и навыки хозяйствования, уметь вести себя в обществе так, чтобы было хорошо, удобно, приятно окружающим.
В шестом классе при объяснении питательной ценности овощей можно предложить стихотворение С. Маршака "Песнь сеньора помидора".
Я холеный помидор
С кожицей атласной
И вступать со мною в спор
Овощам опасно.
Предложить ученицам самим ответить, почему опасно.
Чтобы уроки проходили в увлекательной форме и были эмоциональными, можно использовать загадки. Они активизируют внимание учащихся и пробуждают интерес к самостоятельным выводам.
Что копали из земли
Жарили, варили.
Что в золе мы испекли,
Ели, да хвалили.
(Картофель)
С перьями, а не птица,
В чешуе, а не рыба.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)
Не шит, не кроен,
а весь в рубцах.
Без счету одежек,
и все без застежек.
(Капуста)
А вот для того чтобы запомнить, как приготовить борщ предлагаю стих-считалочку. Ведь недаром некоторые научные трактаты прошлого изложены в стихотворной форме, чтобы лучше запоминались. Так уж устроен наш человеческий мозг.
Борщ по правилам готовь:
Вслед за свеклою - морковь,
Друг за другом строго в ряд
Лук, картофель и томат.
А потом капуста -
Чтобы было густо.
Перец, соль, лаврушка -
Вот и все, подружка.
Поэт А. Струнин
И сказку "О золотой рыбке": ".. .старик ловил неводом рыбу, а баба пряла свою пряжу...".
Разбираем с детьми слова - пряла, ткала. А сказки и мультфильмы нам помогают в этом.
При изучении натуральных волокон растительного происхождения можно рассказать о производстве льняных тканей в Египте, которые были необыкновенно тонкими. 1 кг. пряжи состоял из нити длиной 240 км (современная тончайшая нить ровно вдвое тоньше). Ткали ее мужчины в темных, сырых подвалах. Работали они на ощупь, сырость помогала сохранить эластичность нити.
А вот натуральные волокна животного происхождения. Эту тему можно раскрыть с учащимися вместе. Родина шелка - Китай. По преданию, шелк открыла китайская императрица Си Ли Ши, прогуливаясь по парку, на одном из деревьев заметила какие-то любопытные комочки из удивительно тонкой нити. Предложить ученицам рассказать какие сказки, легенды они знают о том, как производили шелк в Китае и как он был вывезен оттуда.
Дети рассказывают о златоволосой китаяночке, которую преследовала злая мачеха, а добрые силы укрыли девушку в облаках и опустили ее на Японские острова в виде кокона, о невесте одного раджи, которая принесла кокон в своей прическе, о монахе, принесшем кокон в выдолбленном посохе. Тем самым активизирую детей при объяснении нового материала, они более ярко, образно представляют производство волокон, тканей.
Вязание - один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства из самых старинных, оно существует более трех тысяч лет. О вязании рассказывает одна из легенд древней Греции. Афина Паллада была одной из наиболее почитаемых богинь. Она давала людям мудрость и знания, учила их искусству и ремеслам. Девушки Древней Греции почитали Афину за то, что она учила их рукоделию. Среди мастериц славилась Арахна. Гордилась Арахна своим искусством и решила вызвать на состязание саму богиню Афину. Под видом сгорбленной старухи предстала перед Арахной богиня и предостерегла гордячку - нельзя быть выше богов. Не послушалась Арахна старуху. Соткала она полотно. Но боги не признали ее победы. Несчастная Арахна не перенесла позора и покончила с собой. Афина спасла девушку, но превратила ее в паука. И, с тех пор, паук-Арахна вечно ткет свою паутину. И в реальной жизни люди не раз пытались использовать паутину в качестве пряжи. Король Франции Людовик XIV получил сувенир - чулки и перчатки, связанные из шелка пауков. В 1709 году французский натуралист Бон де Сент Иллер написал диссертацию "О пользе паучьего шелка", в которой детально описал основы прядения из паутины.
Осуществляя межпредметные связи, закрепляются знания учащихся, полученные на других предметах, повышается научность, доступность, осуществляется связь времен, доказывая, что прекрасное остается прекрасным на все времена, что наша жизнь неразрывно связана с жизнью прошлых поколений. Ничто в жизни не берется из неоткуда.
А связь с литературой делает нас духовно богаче, воспитывает в лучших традициях, показывает наши корни, кто мы есть, учит видеть мир во всей его совокупности.
Карлова Ирина Александровна.
Учитель технологии. МБОУ Ширинская СШ№4.
|